6.Продвинутые методы анализа рынка:
Несколько полезных концептов
6.2 Симуляции рынков
Симуляции рынков
Если на рынке сложились следующие предпочтения, какой продукт мы должны предложить на этом рынке?
Продукты |
|||
Синий |
Красный |
Желтый |
|
Респондент #1 |
50 |
40 | 10 |
Респондент #2 |
0 | 65 |
75 |
Респондент #3 |
40 | 30 |
20 |
Среднее |
30 | 45 |
35 |
Самое большое предпочтение в среднем отдается красному продукту.
Однако, никто на рынке не предпочитает красный.
- Предположим, 80% рынка предпочитает круглые штуковины, а оставшиеся 20% предпочитают квадратные.
- Какие штуковины нам стоит продавать?
- Без дополнительной информации выбор очевиден – «круглые штуковины».
- Но что делать, если на рынке уже есть 10 крупных игроков, которые продают неплохие круглые штуковины?
- Симуляции отражают реальность лучше, чем различные модели, основанные на данных
- … в представлении специфических предпочтений различных сегментов и/или отдельных людей.
- … за счет того, что они учитывают потребительские предпочтения и конкурентные предложения на рынке.
- Нам не обязательно привязываться к «жирной» части рынка, чтобы получать хорошую прибыль.
- Симуляции дают возможность «испробовать» многочисленные возможности реального мира и сравнить их результаты (существующие и не существующие продукты, конкуренты, рынки).
- Результаты симуляций легко понятны и информативны для принятия управленческих решений.
Симуляции рынков: как они работают?
Механика симуляций состоит в следующем:
Зная индивидуальные предпочтения отдельных респондентов (например, из конджоинт анализа) и структуру рынка (в терминах предлагаемых на нем конкурирующих продуктов), для каждого респондента вычисляется его выбор и/или вероятность выбора каждого из предлагаемых продуктов.
Таким образом мы автоматически получаем доли рынка каждого продукта.
Наиболее распространенные правила оценки вероятности выбора:
- Правило наиболее предпочтительного выбора
- Каждый потребитель выбирает продукт с наибольшей субъективной полезностью, т.е. наиболее предпочтительный продукт.
- Вероятность выбора такого продукта 100%, остальные продукты получают 0%.
- Правило Бредли-Терри-Льюса (BTL)
- Вероятность выбора продукта потребителем зависит от доли полезности продукта в структуре рынка.
- Таким образом, продукты с низкими показателями предпочтения имеют ненулевую вероятность быть выбранными.
- Логит-правило
- Вероятность выбора экспоненциально возрастает с ростом контраста полезности продуктов.
- Это правило позволяет изначально «настроить» исходную ситуацию симуляции на реальные доли рынка.