4.Выборка

4.1 Невероятностная выборка

«Удобная» выборка

 

«Удобная» выборка также называется стихийной выборкой или выборкой первого встречного.

Размер и состав такой выборки заранее неизвестен. Зачастую респонденты попадают в выборку только потому, что они оказались в нужное время в нужном месте.

- Студенты и члены общественных организаций

- Прохожие на улице или покупатели в магазине

- Интернет-опросы

- Опросы в газетах и журналах, а также в радио- и теле- передачах

 

Экспертная выборка

Экспертная выборка также называется выборкой типичных случаев.

Разновидность «удобной» выборки при которой респонденты отбираются по определенному «типичному» признаку на основании суждения исследователя.

- Тестовые рынки

- Менеджеры отделов закупок
в промышленных исследованиях

- Матери, как «пользователи» подгузников

 

Квотная выборка

 Часто применяется в онлайн-опросах

При квотной выборке исследователь пытается воспроизвести в выборке структуру генеральной совокупности в отношении некоторых контрольных характеристик (например, пол, возраст, доход, размер компании, оборот и т.д.). Выборка составляется таким образом, чтобы доли элементов выборки, обладающих заданными характеристиками, соответствовали их распределению в генеральной совокупности.

Респонденты при этом выбираются исходя из «удобства» или экспертной оценки. Дополнительное требование, однако, заключается в том, чтобы выбранные респонденты соответствовали контрольным характеристикам (квотам).

Контрольная характеристика Структура генеральной совокупности Структура выборки

Процент

Процент

Количество

Пол

   Мужской

   Женский

 

 

48

52

-------
100

 

 

48

52

-------
100

 

 

480

520

-------
1000

Возраст

  18-30

31-45

45-60

  60 и старше

 

 

27

39

16

18
-------
100

 

 

27

39

16

18
-------
100

 

 

270

390

160

180
-------
1000

 

Метод снежного кома

 

- Исходная группа респондентов (обычно) выбирается случайным образом.

- После интервью у респондента просят дать контакты других людей (друзей, коллег, знакомых), которые подходят под условия отбора.

- Последующие респонденты контактируются на основании рекомендации предыдущих.

 

Метод особенно хорошо подходит для локализации заданной характеристики в населении:

- При опросе труднодоступных групп (например, государственных служащих, особо богатых или бедных людей, наркоманов, людей с определенным хобби)

- Для оценки редких среди населения характеристик

- Идентификации пар продавец-покупатель в промышленных исследованиях

В начало раздела