4.Выборка
4.1 Невероятностная выборка
«Удобная» выборка
«Удобная» выборка также называется стихийной выборкой или выборкой первого встречного.
Размер и состав такой выборки заранее неизвестен. Зачастую респонденты попадают в выборку только потому, что они оказались в нужное время в нужном месте.
- Студенты и члены общественных организаций
- Прохожие на улице или покупатели в магазине
- Интернет-опросы
- Опросы в газетах и журналах, а также в радио- и теле- передачах
Экспертная выборка
Экспертная выборка также называется выборкой типичных случаев.
Разновидность «удобной» выборки при которой респонденты отбираются по определенному «типичному» признаку на основании суждения исследователя.
- Тестовые рынки
- Менеджеры отделов закупок
в промышленных исследованиях
- Матери, как «пользователи» подгузников
Квотная выборка
Часто применяется в онлайн-опросах
При квотной выборке исследователь пытается воспроизвести в выборке структуру генеральной совокупности в отношении некоторых контрольных характеристик (например, пол, возраст, доход, размер компании, оборот и т.д.). Выборка составляется таким образом, чтобы доли элементов выборки, обладающих заданными характеристиками, соответствовали их распределению в генеральной совокупности.
Респонденты при этом выбираются исходя из «удобства» или экспертной оценки. Дополнительное требование, однако, заключается в том, чтобы выбранные респонденты соответствовали контрольным характеристикам (квотам).
Контрольная характеристика | Структура генеральной совокупности | Структура выборки | |
Процент |
Процент |
Количество |
|
Пол Мужской Женский |
48 52 ------- |
48 52 ------- |
480 520 ------- |
Возраст
18-30 31-45 45-60 60 и старше |
27 39 16 18 |
27 39 16 18 |
270 390 160 180 |
Метод снежного кома
- Исходная группа респондентов (обычно) выбирается случайным образом.
- После интервью у респондента просят дать контакты других людей (друзей, коллег, знакомых), которые подходят под условия отбора.
- Последующие респонденты контактируются на основании рекомендации предыдущих.
Метод особенно хорошо подходит для локализации заданной характеристики в населении:
- При опросе труднодоступных групп (например, государственных служащих, особо богатых или бедных людей, наркоманов, людей с определенным хобби)
- Для оценки редких среди населения характеристик
- Идентификации пар продавец-покупатель в промышленных исследованиях