3.Опрос
3.1 Как задавать вопросы
Как задавать вопросы
- Избегайте неоднозначности, путаницы и неясности
- Избегайте жаргона, сленга и аббревиатур
- Избегайте «двуствольных» вопросов
- Избегайте влияния
- Избегайте подразумеваний
- Избегайте скрытых альтернатив
- Полагайтесь на фактическую информацию больше, чем на убеждения
- Избегайте обобщений и расчетов
«Не каждый вопрос заслуживает ответа»
Публилий Сир
Древний Рим, I век до н. э.
Избегайте неоднозначности, путаницы и неясности
Старайтесь точно определить предмет вопроса в терминах кто, что, когда, где, почему и как. Особенно важны кто, что, когда и где.
Пример:
- Какой маркой шампуня Вы пользуетесь?
Спросите вместо этого:
- Перечислите марки шампуня, которыми Вы лично пользовались у себя дома в течение последнего месяца.
Избегайте неоднозначности, путаницы и неясности
Какой маркой шампуня Вы пользуетесь?
кто | Респондент
Не понятно, кто имеется ввиду – сам респондент, его семья, группа, к которой он принадлежит (например, спортивная команда, сотрудники на стройке, врачи …) |
что | Марка шампуня
Как должен респондент ответить на этот вопрос, если он пользуется несколькими шампунями? |
когда | Не ясно
Временные рамки не указаны в вопросе: этим утром, на этой неделе, в течение года?… |
где | Не ясно
Дома, в тренажерном зале, в отеле?... |
Избегайте неоднозначности, путаницы и неясности
Пример:
Какая операционная система установлена на Вашем компьютере?
☐ Windows
☐ Mac OS
Спросите вместо этого:
У Вас есть компьютер с Windows? (☐ да ☐ нет)
У Вас есть компьютер с Mac OS? (☐ да ☐ нет)
Еще лучше:
Какая операционная система установлена на Вашем компьютере?
☐ у меня нет компьютера
☐ Windows
☐ Mac OS
☐ другая
Пример:
Вы довольны своей текущей медицинской страховкой?
☐ да
☐ нет
Спросите вместо этого:
Вы довольны своей текущей медицинской страховкой?
☐ да
☐ нет
☐ у меня нет медицинской страховки
Еще лучше используйте ветвления:
1. У Вас в настоящее время есть полис медицинского страхования? (☐ да ☐ нет)
Если нет, то перейдите к вопросу номер 3.
2. Вы довольны своей текущей медицинской страховкой? (☐ да ☐ нет)
Избегайте неоднозначности, путаницы и неясности
Шкалы и варианты ответов тоже должны быть однозначными:
- Пример:
Как часто Вы закупаетесь в супермаркетах в течение обычного для Вас месяца?
☐ никогда
☐ редко
☐ иногда
☐ часто
☐ регулярно
- Спросите вместо этого:
Как часто Вы закупаетесь в супермаркетах в течение обычного для Вас месяца?
☐ меньше одного раза
☐ 1 – 2 раза
☐ 3 – 4 раза
☐ более 4 раз
Попробуйте полный функционал конструктора на минимальном тарифе!
Используйте шаблоны опросов, настраивайте дизайн, делитесь опросом на своем сайте, в соцсетях и по email. Отправляйте готовые онлайн-отчеты коллегам
Избегайте жаргона, сленга и аббревиатур
Используйте обычные повседневные слова и выражения
Пример:
Вы считаете дистрибуцию безалкогольных прохладительных напитков адекватной?
- Спросите вместо этого:
Укажите, насколько легко Вам найти место продажи прохладительных напитков, когда Вы хотите пить.
Пример:
Укажите уровень Вашей З/П
Избегайте «двуствольных» вопросов
Старайтесь не выяснять одним вопросом сразу несколько аспектов. Иногда лучше задать несколько вопросов вместо одного.
Пример:
Пожалуйста, оцените качество блюд и сервиса ресторана «Красная поляна»
Спросите вместо этого:
1. Пожалуйста, оцените качество блюд
2. Пожалуйста, оцените качество обслуживания
Избегайте влияния
Если Вы хотите получить заранее определенный ответ - зачем спрашивать?
Пример:
Вы заботитесь об окружающей среде, используя тряпичные сумки вместо пластиковых пакетов?
Спросите вместо этого:
Вы используете тряпичные сумки, когда закупаетесь?
Избегайте подразумеваний
Ответ на вопрос не должен зависеть от предположений респондента о последствиях
Пример:
Вы поддерживаете инициативу перехода на экологически чистые виды топлива для выработки электроэнергии?
Спросите вместо этого:
Вы поддерживаете инициативу перехода на экологически чистые виды топлива для выработки электроэнергии, если это приведет к удорожанию тарифов на электричество?
Избегайте скрытых альтернатив
Скрытая альтернатива – это вариант ответа, не указанный явно.
Пример:
В свободное время Вы пойдете в кино?
Спросите вместо этого:
В свободное время Вы пойдете в кино или лучше останетесь дома?...
Полагайтесь на фактическую информацию больше, чем на убеждения
Убеждение – это лишь искаженное представление реальности.
Пример:
Вы считаете, что более образованные люди чаще носят одежду из меха?
Спросите вместо этого:
1. Каков уровень Вашего образования?
2. Вы носите одежду из меха?
Избегайте обобщений и расчётов
Не заставляйте респондента напрягать память и заниматься вычислениями.
Пример:
Сколько Вы расходуете в год на продукты питания на члена семьи?
Спросите вместо этого:
1. Укажите месячные (недельные) расходы Вашей семьи на продукты питания?
2. Сколько человек у Вас в семье?