Описательное исследование: понятие и особенности
Что понимают под описательным исследованием?
Такое исследование относится не к чисто исследовательским, а к доказательным. То есть респондентам предлагаются вопросы закрытого типа (на которые есть только ограниченные ответы), а потому они не могут высказать какую-то уникальную мысль. Например, вы можете спросить, считают ли потенциальные покупатели, что конкретный продукт продается по завышенной цене. И если в вопросе будут только ответы «Да» и «Нет», то вы получите конкретные цифры — сколько опрошенных в процентах считают, что цена на продукт завышена.
То есть отличительная особенность такого исследования в том, что оно позволяет собрать статистику по тому или иному направлению. И хоть уникальных данных компания не получает, это помогает лучше структурировать информацию и на ее основе, быть может, сделать как раз новые выводы.
Описательное исследование часто используется в онлайн-опросах. В зависимости от особенностей анкеты, оно может выявлять как мнение какой-то категории клиентов о продукте, так и разные демографические признаки. К последним относят возраст, пол, семейное положение, финансовый уровень, место проживания и т. д. То есть компания имеет возможность использовать инструмент таким способом, который поможет ей получить информацию, наиболее релевантную ситуации.
Как применять описательное исследование наиболее эффективно?
Перед составлением опроса поставьте цели исследования. Вы должны понимать, что конкретно будете изучать, какие приблизительно данные можете получить. Например, вам нужно понять, насколько качественно менеджеры вашего магазина могут помочь клиенту, насколько покупатели довольны обслуживанием. Подумайте, что можно спросить, какие ситуации могли происходить и требуют включения в опросник. Помните, что тут важны четкие формулировки, поскольку используются вопросы закрытого типа, то есть с точными ответами.
Важно не прогадать и с выборкой, поскольку от нее будет зависеть, насколько качественные данные вы получите. Чем грамотнее сделана выборка, тем выше вероятность, что вы не встретитесь с тотальными ошибками — например, ограничительной систематической ошибкой.
Попробуйте полный функционал конструктора на минимальном тарифе!
Используйте шаблоны опросов, настраивайте дизайн, делитесь опросом на своем сайте, в соцсетях и по email. Отправляйте готовые онлайн-отчеты коллегам
Три проверенных способа проведения описательных исследований
Проводить такие исследования можно множеством разных способов — их преимущество в том, что вы можете изучить любые детали, даже очень специфические, характерные исключительно для вашего вида деятельности или вашей компании. Мы приведем три хороших примера.
Узнаем определенные характеристики респондентов
Это могут быть как привычные характеристики вроде пола, возраста и место проживания, так и более редкие параметры. Например, вы можете узнать, какими мессенджерами чаще пользуются ваши потенциальные клиенты. Это поможет наладить с ними обратную связь, подключив самые популярные мессенджеры для аккаунта компании.
В эту же категорию относятся исследования, которые связаны с реакциями, отношением респондентов к вашей компании, продукту, услуге, уровню обслуживания. Так, вы можете составить опросник, в котором выясните, понравился ли покупателям новый продукт, есть ли в нем какие-то недостатки и т. д. Но напоминаем, что тут вы не получите уникального и развернутого мнения — только сухую статистику. Впрочем, есть другие варианты опросов, которые помогут устранить этот недостаток.
Видим тенденции в данных
Если один и тот же опрос со статистическими данными провести несколько раз и в разное время, вы получите отличающиеся результаты. А это уже основа для того, чтобы видеть какую-то динамику.
Например, вы провели опрос и выяснили, что практически половина ваших клиентов недовольна службой онлайн-поддержки. Потом вы поработали над этой проблемой: провели обучение сотрудников, укрепили команду, простимулировали работников разными бонусами и решили еще несколько задач. После этого самое время снова провести опрос и посмотреть, как обстоят дела.
Если недовольных клиентов стало значительно меньше — ваши усилия сработали. Иногда на этом можно остановиться или же улучшить что-то еще. Если вы видите, что ситуация стала хуже, это означает, что все работает неправильно — необходимо искать другие решения. И такой способ применим в разных ситуациях, которые можно описать статистическими данными, взятыми из опросов.
Сравниваем группы и проблемы
Преимущества описательных исследований для сравнения групп очень хорошо видны, если речь идет о продуктах или услугах, у которых очень широкая аудитория. Например, у вас площадка с сериалами — и вы хотите понять, насколько она удобна для использования. Включив в опросник данные о возрасте респондентов, вы сможете сравнить, для кого веб-ресурс удобен, а для кого не очень. Вполне вероятна ситуация, когда продвинутая молодежь легко справляется со сложным интерфейсом, а люди в возрасте с трудом находят то, что им нужно, или пользуются лишь ограниченным количеством инструментов на сайте.
То есть правильно составленный опросник позволяет получить не только общую статистику, но и информацию, которая касается определенных групп — по возрасту, полу, проживанию и другим критериям.
Описательное исследование — очень удобный инструмент, помогающий проанализировать немало полезной информации и эффективно применить ее в работе. А опросники, разработанные QUESTIONSTAR, позволят вам подготовить для такого исследования все необходимое, а также быстро провести анализ на основании полученных данных.
Посмотрите наши шаблоны опросов и используйте их в своей работе!
Подробнее с теорией составления опросов вы можете познакомиться в нашем Учебнике.
Используя QUESTIONSTAR, вы также можете создавать тесты и проводить тестирование в корпоративных, образовательных или медицинских целях - посмотрите наше Руководство по созданию и проведению тестирования.