Опросы: виды, цели, преимущества и советы по составлению
Опросы — эффективный инструмент, позволяющий получить обратную связь от аудитории, а также увидеть, какой эта аудитория является. Давайте подробнее разберемся в этом инструменте и его особенностях.
Цель опросов
Та информация, которая будет получена в результате опросов, если ее правильно проанализировать и обработать, поможет компании либо отдельному человеку предложить своей ЦА более интересный и качественный продукт, услугу. Иными словами, результаты необходимы для бизнес-решений, которые в будущем приведут к успеху.
Задачи, которые решают опросы
К ним отнесем:
- Получение настоящих отзывов о товаре, услуге, проекте и т. д. Причем эти отзывы достаются компании бесплатно.
- Подробное изучение своей целевой аудитории. Часто случается так, что работники компании сами придумывают мотивы пользователей и стараются предугадать их желания. В таком случае ошибки просто неизбежны. Куда проще обратиться напрямую к аудитории и получить реальную информацию о том, что ей нужно.
- Формирование определенного сообщества. Это происходит в том случае, если у пользователей есть возможность обсудить опрос между собой, о чем-то поспорить, публично высказать свое мнение — например, на страницах в социальных сетях. Тогда уровень вовлеченности растет — и со временем формируется настоящее лояльное сообщество. Конечно, лояльность не появляется сама по себе — над этим надо поработать.
- Возможность создания дополнительного контента. Если вы не просто проводите анкетирование, а делитесь с аудиторией результатами и предлагаете обсуждение, то один и тот же повод станет базой для создания разных форматов контента.
- Рост посещаемости. Тут еще помогут дополнительные инструменты — репосты, лайки, оповещения о том, что кто-то принял участие в опросе, и т. д.
При таком разнообразии задач очевидно, что опросы являются действенным инструментом. Не зря их используют как индивидуальные предприниматели, так и очень крупные корпорации.
Виды опросов: какими они бывают
В зависимости от уровня профессионализма респондентов в конкретной теме выделяют массовые и экспертные опросы. Первые имеют отношение к широкому кругу потребителей. Допустим, компания выпускает шампунь и хочет узнать у потребителей (любых), как они оценивают ее продукцию. Если тот же шампунь будут оценивать парикмахеры, дерматологи или другие профессионалы, располагающие более серьезными знаниями, то такой опрос уже будет экспертным.
Попробуйте полный функционал конструктора на минимальном тарифе!
Используйте шаблоны опросов, настраивайте дизайн, делитесь опросом на своем сайте, в соцсетях и по email. Отправляйте готовые онлайн-отчеты коллегам
Виды массовых опросов
Их делят на устные и письменные — и вторые, что вполне очевидно, гораздо популярнее. Но и устные опросы используются многими компаниями — как правило, в формате телефонного звонка.
Письменные опросы также проводятся в разных видах. Если очень грубо, то можно выделить опрос “на бумаге” и в интернете. Последнее решение намного проще и удобнее, а еще оно позволяет охватить большое количество людей, не привязываясь к конкретной местности. В таком случае выделяют еще несколько форматов.
Опросы, размещенные на сайте
В данном случае охват сомнительный, особенно если посещаемость сайта не слишком высокая. Но это не означает, что от опросов в рамках сайта надо отказаться — куда эффективнее совмещать их со следующими инструментами.
Опросы в социальных сетях
Тут важно подобрать правильные социальные сети, которые изначально соответствуют аудитории. Например, нет смысла создавать опрос в “Одноклассниках”, если у вас молодежная аудитория.
Анкеты, направленные по электронной почте
Перед отправкой необходимо убедиться, что клиенты доверяют вашему почтовому ящику. Если вы зарегистрировали новый, то ваше письмо с большой вероятностью отправится в спам или будет удалено.
Опросы в мессенджерах
В разных программах (Viber, WhatsApp, Telegram) сейчас можно создавать чаты или боты, с помощью которых проведение опросов проходит максимально удобно. А еще в данном случае идет привязка к телефонному номеру, поэтому подтасовать результаты будет сложно (если это имеет значение).
Опросы по SMS
Из всех перечисленных вариантов этот наименее популярный. Он подходит только тогда, когда нужно охватить аудиторию, не подключенную к интернету. При этом стоимость сообщения должна быть для респондента бесплатной (это в идеале).
Комбинируя между собой разные инструменты, можно добиться лучшего результата.
Советы для тех, кто собирается составлять опросы
То, насколько качественным будет результат, во многом зависит от подготовки опроса. Вот почему мы рекомендуем прислушаться к нескольким советам от экспертов:
- Делайте так, чтобы опрос был заметен большему числу пользователей. Если это сайт, то помещайте его на главной странице. Если речь о социальных сетях, напоминайте про опрос разными способами — через сторис, публикации, прямые эфиры.
- Ищите темы, которые актуальны не только для компании, но и для пользователей. Они должны понимать, ради чего тратят свое время и делятся полезной информацией.
- Обеспечивайте респондентам достаточное количество ответов. Если это невозможно в рамках закрытых вопросов, используйте открытые. Например, можно добавить пункт “свой ответ дам в комментариях”. В таком случае пользователь, ответ которого не имеет соответствующего пункта в перечне, поделится своими мыслями дополнительно.
- Продвигайте опрос в том числе и через вовлеченность пользователей — просите их делиться информацией с близкими, делать репосты и т. д. Но все это важно делать при лояльной аудитории.
- Отказывайтесь от гипотетических вопросов или от вопросов, которые касаются будущего. Не стоит спрашивать: “каковы шансы, что вы купите продукты из нашей новой линейки, которая выйдет через месяц?”. Практика показывает, что количество людей, которые пообещают покупку, кардинально отличается от того количества, которое ее совершит. Опираться на гипотетические вещи нельзя ни в коем случае.
- Делайте ставку на краткость. Оставьте основные вопросы, сформулируйте их максимально четко, остановитесь на одном-двух (максимум) открытых вопросах — сделайте все, чтобы сберечь время пользователей. Тогда они с большим желанием поучаствуют в процессе.
- Всегда давайте вводную информацию о вопросе: кто проводит, для каких целей, какова польза для самого респондента.
- Не старайтесь уже в вопросе давить на мнение пользователей, склонять их к чему-то. Если вы спрашиваете о том, как вашим продавцам-консультантам обслуживать клиентов еще лучше, то предполагаете, будто они уже хорошо обслуживают. Но у клиентов на этот счет может быть другое мнение — дайте им возможность высказат